Аэропорт Спилве

На северо-востоке Риги у реки Даугава находится двухэтажный особняк в стиле сталинского ампира. Фасад оформлен классическим ордером, фронтоном и портиками, отделанными красным гранитом. Он добавляет строгости, которую разбавляет башенка-ротонда над главным входом. Может показаться, что это дворец культуры, театр или библиотека, но на самом деле это аэропорт.

Он уникален и кажется необычным благодаря своей архитектуре, так как мы привыкли видеть аэропорт в виде огромного бетонного здания с остеклением.

Первое здание аэровокзала было построено в 1938 году латышским архитектором Давидом Зариньшем в характерном для того времени конструктивистском стиле. Оно состояло из прямоугольных объемов с окнами, задающими ритм, перекликающийся с колоннадами входной группы. Доминантой служила угловая башня с панорамным остеклением. Но в годы войны оно было разрушено.

В 1954 году начинается строительство нового аэропорта по проекту московского архитектора Сергея Воробьёва. В Москве до революции он построил доходные дома в Глазовском и Сухаревском переулках, затем долгое время работал в Сочи. Еще одной его работой в Риге является речной вокзал в районе Кипсалы на дамбе Балласта. Он до наших дней не сохранился, был снесен в начале двухтысячных.

Новое здание аэропорта было возведено в монументальным стиле. Он характерен для послевоенной архитектуры, прославляющей победу над нацизмом — подвиг советского народа.

Центральная часть фасада выполнена в виде треугольного фронтона с гербом СССР, поддерживаемого восьмиколонным портиком с большим арочным окном над центральным входом. Массивные колонны с вырезанными каннелюрами венчают дорические капители. По бокам от центрального фронтона два выступающих четырехколонных портика. Со стороны взлетных полос точно такой же фронтон, но с гербом Латвийской ССР, встречавший пассажиров прибывавших в республику, и прямоугольными пилястрами вместо колонн. На крыше над центральной частью возвышается башенка-ротонда.

Внутри сохранились почти нетронутые оригинальные интерьеры с чертами барокко, сильно контрастирующие со скромными фасадами. В вестибюле высокий сводчатый кессонированный потолок с голубым фоном, олицетворяющим мирное небо. Его поддерживают высокие антаблементы с массивными карнизами и мраморные колоннады с коринфскими капителями. В центре зала на цепях висит огромная люстра.

Стену напротив главного входа украшает панно с праздничной демонстрацией в Риге, торжественно встречающее пассажиров и зовущее в город. Люди в национальных латвийских костюмах с флагами республики шествуют на фоне Домского собора, церкви Святого Петра — главных достопримечательностей Риги. Вдалеке видна местная сталинская высотка, по небу летит самолет.

Но изначально панно было не совсем таким. Раньше в центре демонстрации стоял И.В. Сталин, которого в середине 50-х «заменила» русская девушка в кокошнике, держащая выделяющийся букет белых лилий.

Зал ожидания находился на антресоли. Здесь потолки темно-синего цвета с контрастирующими светлыми кессонами и золотыми звездами, олицетворяющие ночное небо, которое должно создавать ощущение спокойствия и умиротворения.

В других помещениях сохранились панно с видами латвийских городов — Юрмалы Сигулды, — а на потолках разнообразные светильники. Лепнина выполнена в виде традиционных латвийских геометрических узоров.

В настоящее время аэропорт работает как музей, так как в 70-х годах был сконструирован современный «Международный аэропорт Рига», находящийся на юго-восточной окраине города, дальше от моря. Один из залов старого здания отведен под небольшой музей авиации.

Это здание поистине уникально благодаря своей архитектуре, кажущейся по современным меркам несвойственной для аэропорта. Подобные терминалы сейчас мало где сохранились, например, в Казани, Харькове, Тбилиси, Кишиневе. В 60-х — 70-х взамен прежним строились новые, рассчитанные на больший пассажиропоток (старые здания сносили или использовали как складские помещения). А архитектура к тому времени уже сильно изменилась.