Этично ли? Мнение экспертов о новой этике в цифровом пространстве

Уместно ли говорить о том, что принципы новой этики вытеснили традиционные ценности? Насколько честны digital-инструменты, которые используют современные компании? Эти и другие вопросы обсудили спикеры на сессии, посвященной цифровой психологии в контексте новой этики на ПМЭФ-2022.

Директор Регионального общественного центра интернет-технологий Рустам Сагдатулин рассказал о «тëмных паттернах» — манипулятивных технологиях, которые склоняют пользователей совершить коммерческое действие.

«Маркетологи играют на желании потребителей купить за меньшую цену большее количество товаров. Цифровые системы собирают данные о пользователях, чтобы предложить им нужный товар», — отметил Сагдатулин.

Заместитель главного редактора Российского агентства судебной и правовой информации Ольга Бинда считает, что большой вклад в регулирование работы искусственного интеллекта и разработку цифровой этики вносят юристы.

«Я думаю, что риски должны найти отражение в нормативно-правовой базе. Без настройки законодательства популяризации медиаэтичности не добиться», — заявила Бинда.

Заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин, отметил, что законодательство должно смотреть вперёд и оценивать возможные угрозы и риски.

«Захватывать внимание пользователей можно по-разному — с помощью провокативной политической информации, с помощью фейков или токсичных сообщений. Задача государства — найти баланс между правами граждан и задачами бизнеса. В нашей стране действует блок законов о противодействии распространения фейков. Мы пресекаем попытки манипуляции сетевым пространством. При этом, правила должны быть основаны на соблюдении права граждан на свободный поиск информации», — пояснил депутат.

Авторы текста: Маргарита Аликулова, Студенческий информационный центр, ЮФУ, Виктория Котлярова, Молодёжный медиацентр VERBUM, СГУ им. Питирима Сорокина, Тамара Цхай, медиацентр TOGULIFE, ТОГУ.