
Остался ли хоть один человек, который ещё не подцепил сериальную лихорадку? У сериалов настоящий бум: стриминговые сервисы бьют рекорды по количеству подписчиков, именитые актёры охотно входят в каст многосерийных историй. В этом материале проекта «Культурный код» мы ищем ответ на вопрос, почему все так полюбили сериалы.
Ольга Паршина, заведующая кафедрой «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» Тольяттинского государственного университета:
— Я очень люблю сериалы Netflix и HBO. Считаю, что уровень, который они задали в мировом масштабе, — это то, к чему стремятся остальные кинокомпании. Одним из первых громких заявлений стал «Настоящий детектив» (18+) от HBO. Первый сезон — это безусловный шедевр кинематографа, режиссуры, актёрской игры. Второй и третий сезон тоже очень качественно сделаны, но они не выходят за пределы жанра детектива. «Настоящий детектив» — это высказывание о человеке, о его месте в этом мире, о постоянном выборе, о нашем мире в целом. На наших глазах это киновысказывание превратилось в классическое произведение, которое разобрано на мемы, на прецедентные тексты, которые цитируются, обыгрываются другими режиссёрами.
Многие исследователи отмечают, что интерес к сериалам связан с тем, что они замещают такую форму семейного досуга, как совместное чтение, которое было популярно до развития телевидения. С одной стороны, это был отдых, с другой стороны, интересная форма совместного провождения времени: с пищей для ума, эмоциями, с темами для обсуждений. Сейчас совместное чтение заменяется просмотром сериалов. Посмотрим, куда это приведёт. Это очень любопытно.
Современные сериалы – это полноценная форма художественного высказывания. Хотя оно состоит из некоторого количества серий, воспринимаем мы его целостно. Нельзя извлечь отдельную серию и полноценно рассмотреть её в режиссёрском, композиционном, а главное, смысловом плане. К тому же современные сериалы оперативнее книг, которые нужно напечатать, подождать, когда они дойдут до читателя. Благодаря этому современные многосерийные шоу позволяют осмысливать важные моменты нашей жизни в её бешеном течении, когда она непрестанно ставит вопросы, создаёт проблемы, которые постоянно нужно решать. Сериалы помогают лучше понять происходящее, прожить, осознать, найти свой ответ через вовлечение в художественное высказывание.
Топ-10 рейтинга сериальных зрительских предпочтений «Кинопоиска»
- «Рик и Морти» (2013 / рейтинг 9,2 / 18+)
- «Гравити Фолз» (2012–2016 / рейтинг 9,1 / 12+)
- «Аватар: Легенда об Аанге» (2004–2008 / рейтинг 9,1 / 6+)
- «Друзья» (1994–2004 / рейтинг 9,1 / 16+)
- «Атака титанов» (2013–2021 / рейтинг 9,0 / 18+)
- «Во все тяжкие» (2008–2013 / рейтинг 9,0 / 18+)
- «Офис» (2005–2013 / рейтинг 8,9 / 16+)
- «Сопрано» (1999–2007 / рейтинг 8,9 / 18+)
- «Семнадцать мгновений весны» (1973 / рейтинг 8,9 / 12+)
- «Теория большого взрыва» (2007–2019 / рейтинг 8,9 / 16+)
Игорь Трубицын, преподаватель кафедры «История и философия» Тольяттинского государственного университета:
— Мой любимый сериал — «Аббатство Даунтон» (18+). Он замечательно иллюстрирует начало XX века, переломное время, когда изменяется уклад дворянской жизни, приходит Первая мировая война. Сериал повествует о старинном роде и его нравственных ценностях, среди которых забота о своем поместье и жителях близлежащих деревень. Также создатели показывают нам представителей новой элиты, которые стремятся заработать капитал. Интересно показано развитие газет, работа СМИ во время Первой мировой войны, когда часть журналистов пользовалась своим положением для политических манипуляций.
Сериал «Восьмидесятые» (12+) мы смотрели почти всей семьей. В нём описывается жизнь обычной советской семьи. Например, социальный статус определялся тем, из какого меха у тебя шапка: соболь или песец. Ещё одним признаком статуса были белые носки. В сериале рассказано про первые попытки выехать за границу, про то, как фарцовщики покупали там джинсы и перепродавали их у нас. Каждая серия начинается с миниистории, детали, которая очень запоминается. В Советском Союзе, например, «Дружбой» могли называть и сырок, и газопровод. Эти моменты очень интересно показаны, особенно на фоне обычной жизни.
Сериалы, как и кинематограф вообще, позволяют не только критически смотреть на проблемы, но и отвлечься от них. Для некоторых людей важно на время забыть о своих проблемах и посмотреть то, что приносит позитивные эмоции.
Лучшие российские сериалы 2021 года по версии кинокритиков
- «Вампиры средней полосы» (18+)
- «Хрустальный» (18+)
- «Вертинский» (18+)
Анна Куприянова, доцент кафедры «Журналистика» Тольяттинского государственного университета:
– Выбрать один любимый сериал достаточно сложно. В разных жанрах у меня свои предпочтения. Например, в фэнтези это, конечно, «Игра престолов» (18+). Я прочитала цикл романов Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени», он произвёл на меня большое впечатление. И, когда появился сериал по этому произведению, я стала смотреть его и ждала каждый новый сезон с нетерпением. В «Игре престолов» меня привлекают закрученный сюжет и социальные проблемы: богатство и бедность, война и мир, влияние власти на человека и общество, действие обстоятельств на конкретную личность.
Среди ситкомов для меня номер один — это «Друзья» (16+). Хорошая, добрая история, с прекрасным актёрским составом, один из любимых сериалов моей семьи.
Мне нравится смотреть сериалы о политике, и среди них один из лучших — «Карточный домик» (18+) с Кевином Спейси в главной роли. Помимо отличной игры актёров и интересного сюжета, он привлёк меня подробным анализом проблем, которые возникают у людей, борющихся за власть.
Если говорить о полицейских сериалах, то это точно «Касл» (12+). Интересный сюжет, снят с юмором, а главный герой в исполнении Нейтана Филлиона очень обаятельный! Из серьёзных детективных сериалов больше всех мне понравился «Настоящий детектив» (18+). В каждом сезоне – история о жизни человека и его сложной профессии. Больше всего мне понравился третий сезон, где главную роль исполняет Махершала Али. Он играет полицейского, который, расследуя преступление, анализирует свою жизнь и тот выбор, который он делал в течение жизни. Сериал сделан на высоком уровне, как с актёрской, так и режиссёрской точек зрения.
Почему сериалы сейчас так популярны? Мне кажется, потому что их качество значительно улучшилось в последние годы, и они стали значимым явлением в массовой культуре. В них снимаются известные актёры, над ними работают лучшие режиссёры и сценаристы. Многие сериалы имеют отличную литературную основу: экранизируются как классические произведения, так и современные бестселлеры. Благодаря такому подходу и появляются культовые проекты. Помимо этого, появление стриминговых платформ и создание сериалов специально для них рождает конкуренцию, благодаря которой получается качественный продукт.
Дарья Липатова, студентка кафедры «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» Тольяттинского государственного университета:
— У меня нет любимых сериалов и любимой тематики. Всё зависит от настроения: либо это что-то лёгкое, без сюжета, без мотива, например, «Папины дочки» (16+) или «Моя прекрасная няня» (6+), либо что-то мрачное: «Мистер Робот» (18+), «Рэтчед» (16+), «Ты» (18+). Особенно меня привлекают в сериалах интересные повороты событий, которые заставляют зрителя испытывать острые состояния и переживания. В сериале «Чикатило» (18+) меня заинтересовала личность главного героя, было интересно посмотреть на художественное изображение его истории преступлений. При этом на Чикатило я смотрела и как на научный объект, мне захотелось узнать причины его поведения.
Люди полюбили сериалы из-за того, что они дают возможность отвлечься и приукрасить скучные будни. С ними интереснее делать важные вещи. Я могу смотреть сериал, пока пишу задание по философии, так обстановка кажется более спокойной.
Родион Ерёмин, студент кафедры «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» Тольяттинского государственного университета:
— Сериалов я смотрю много в разных жанрах, могу смотреть по три серии в день. Нравится «Доктор Хаус» (16+), «Миротворец» (18+), сейчас смотрю «Оби-Ван Кеноби» (16+). Однако больше всего нравятся «Пацаны» (18+), он привлекает меня своей серьёзной несерьёзностью, лёгкостью просмотра, при этом там есть и треш, и веселье. Есть сериалы, смотря которые чувствуешь себя «выше» других людей, потому что понимаешь, что кроме тебя никто их не смотрит. Есть простые сюжеты, без посыла и морали, когда всё рассчитано на красивую картинку и реалистичную графику.
В сериалах я не ищу ничего особенного, скорее просто убиваю время. Думаю, что они популярны из-за клипового мышления: некомфортно смотреть кино хронометражем два часа, потому что это сложно и долго запоминать. Можно посмотреть что-то на час, короткие, завершённые серии. Этого хватит. Увидел и забыл. Есть и другой вариант: людям нравится смотреть десятичасовые сюжеты вместо стандартных двухчасовых.
***
Раньше многосерийные телефильмы называли «мыльными операми». Сегодня пренебрежения к сериальной культуре нет ни у зрителей, ни у критиков, ни у самих кинематографистов. Кажется, сериалы повсюду: подростки во дворах бегают в спортивных костюмах как у героев «Игры в кальмара» (18+), девушки делают причёску как у героини «Эйфории» (18+), а после выхода «Хода королевы» (18+) начался ажиотаж в шахматных кружках. В тренды врываются то корейские, то турецкие сериалы. В конце концов, если перефразировать известное выражение, мы — это то, что мы смотрим.