Модерн: история о том, как на рубеже веков искусство обновляли

Модерн – один из самых изысканных, многогранных и неоднозначных стилей рубежа XIX-XX веков, который остаётся неугасаемым источником вдохновения и по сей день. В живописи, скульптуре и графике модерн существовал параллельно с импрессионизмом, фовизмом и немецким импрессионизмом, а в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве модерн фактически доминировал. Несмотря на значительное влияние на развитие искусства, эпоха модерна просуществовала всего несколько десятилетий – с 1880 годов до начала Первой мировой войны. Модерн считается одним из последних больших и широко распространившихся стилей в истории искусства.

Идея обновления искусства и стремление к созданию нового единого стиля параллельно зарождалось и развивалось в самых разных странах Европы. Во Франции и Бельгии модерн был известен как ар-нуво («новое искусство»), в Австрии, Чехии и Польше его называли Сецессион (по аналогии с возникшими объединениями художников, которые стремились уйти от академичности в изобразительном искусстве), а в Германии – «югендштиль» или «югенстиль» (по названию популярного журнала «Die Jugend»). В Италии же этот стиль определяли как «стиль либерти»: название произошло от филиала английского магазина, который торговал в Милане произведениями восточного искусства. В Финляндии, Швеции, Норвегии новый стиль принял форму национального романтизма, а в американской истории остался под названием «стиль Тиффани» (в честь мастера в области декоративно-прикладного искусства Луиса Комфорта Тиффани).

Парадоксально, что, стремясь к полному обновлению искусства, модерн зачастую обобщал опыт всего предыдущего художественного развития мировой культуры. Модерн черпал вдохновение в наследии древних цивилизаций Египта, Месопотамии и архаической Греции, средневековых романики и готики, Дальнего и Ближнего Востока, переосмысливая мотивы в искусстве прошлых столетий.

Другой отличительной чертой модерна можно назвать концепцию синтеза искусств. Эта идея зародилась ещё в середине XIX века с наступлением эпохи романтизма. Впервые о синтезе искусств заговорил Уильям Моррис, ставший родоначальником движения «Искусств и ремёсел», которое было организовано по типу средневековых ремесленных гильдий. В основе этого течения особую роль играл призыв вернуться к ручному труду, некогда вытесненному промышленным производством. Идеалом и вдохновением выступали предметы ежедневного обихода, созданные мастерами Средневековья. Такие вещи обязательно объединяли в себе функциональность и уникальную красоту. На первое место начал выходить растительный орнамент и волнообразные узоры. Особое внимание уделялось к деталям, даже самым незначительным на первый взгляд.

Для эпохи модерна свойственна тенденция к стиранию границ между элитарным и массовым искусством, однако ручное производство оказалось слишком дорогостоящим для реализации этой идеи. Таким образом, можно заметить ещё один парадокс раннего модерна: стремясь к простоте, он оставался недоступным для более низких слоёв населения. Однако чуть позже широчайшему распространению модерна способствовало промышленное производство, от которого так желал уйти Моррис. Яркий пример массового модерна — работы Альфонса Мухи в парижский период его творчества, которые были выпущены большим тиражом. Кроме того, значимую роль в популяризации новых визуальных образов сыграли Всемирные выставки, проводившиеся в Европе и Америке.

Главными визуальными характеристиками нового стиля стали извилистая линия, асимметрия, плавное перетекание одной формы в другую, приглушённые цветовые оттенки и обилие орнамента, который становился органической частью предмета, графического изображения или архитектурного сооружения. Архитектура модерна зачастую выстраивалась по принципу «от внешнего к внутреннему», когда пространственное решение дома формировалось, исходя из внутренней планировки, а затем отражалось и на внешнем облике здания. В живописи, графике и декоративной росписи изображение утрачивало объём, могло превращаться в замысловатое пятно или упрощённый силуэт, благодаря чему фон оказывался не менее значимым, чем центральный образ произведения.

Модерн и сейчас остаётся одним из ярчайших стилей в искусстве, спутать который практически невозможно. За короткое время существования эта эпоха подарила целую плеяду великих творцов, в число которых вошли Густав Климт, Альфонс Муха, Антонио Гауди, Герман Обрист и многие другие.