
Новый год в середине лета, стройка Научной долины и дружная студенческая семья — в рассказе о вступлении студента МГУ им. М. В. Ломоносова в число бойцов студенческих отрядов.
Был октябрьский вечер
Я учусь на факультете журналистики МГУ. Я выбрал его по многим причинам: журналистика — это творческая и динамичная работа, а также возможность разносторонне развиваться, общаться с интересными людьми. Но перед вторым курсом я понял, что в распорядке дня у меня не было ничего, кроме учебы. Так что в новом учебном году я решил не только «грызть гранит науки», но и заняться чем-нибудь еще.
Одним октябрьским вечером я листал группу курса ВКонтакте, и меня заинтересовал пост, где на фотографии были изображены ребята в зеленых куртках – бойцовках. Из заметки я узнал о студенческих отрядах, о возможности поехать в другой город и работать летом в дружном коллективе. Все это меня привлекло, и я решил изучить, что это за организация.
Первые студенческие отряды возникли в 1959 году. Тогда студенты-добровольцы с физфака МГУ им. М.В. Ломоносова отправились на целину в Казахстан и построили там 16 различных объектов. С каждым годом число «бойцов» росло, тысячи студентов по всему Советскому Союзу участвовали в строительных и восстановительных работах. В 1966 году они помогали ликвидировать последствия землетрясения в Ташкенте, а в 1980 — строить объекты для Олимпиады-80. В 1991 году, когда Советский Союз распался, организация студотрядов временно пришла в упадок, но уже в 2004 году снова начала свою работу как молодежное общероссийское общественное движение «Российские Студенческие Отряды». Сегодня — по традиции — целиной называют место, где отряд работает, а также третий трудовой семестр (обычно это июль и август).
Я долго думал, стоит ли вступать в движение. С одной стороны, я хотел обрести новые знакомства и полезные навыки, погрузиться в студенческую жизнь. С другой — боялся за практику и успеваемость. В результате я все же добавился в чат с кандидатами. Новоприбывших в нем было настолько много, что кураторы с трудом успевали отвечать на все возникающие вопросы.
Всего существуют четыре вида отрядов: педагогический, сервисный, строительный и отряд проводников. Я выбирал между работой на стройке и на поезде, и в итоге понял, что навыки строителя в жизни мне пригодятся больше. В доме будет тот, кто сумеет забить гвоздь!
Вторая специальность
Командир моего отряда Евгения предложила пройти обучение одной из четырех профессий: штукатурщик, арматурщик, бетонщик и маляр. И я решил, что наряду с журналистикой буду получать вторую специальность. Во-первых, так я всегда смогу найти работу, а во-вторых, на стройке смогу делать что-то кроме разгрузочных работ (именно это в основном поручают студентам).
Но что выбрать? Работа с бетоном и арматурой понадобится только на стройке. Маляр показался мне довольно простой специальностью. А вот благодаря умению штукатурить я не только проявлю себя на работе, но и сделаю ремонт в квартире, смогу отличить один раствор от другого и определить свойства той или иной поверхности.
Занятия начались с теории и техники безопасности. Например, нам объяснили, что из себя представляет каждый вид штукатурки. На практической части нас разделили на четыре потока. Моя группа вышла на занятия в конце мая, то есть в самом начале сессии. Было тяжело: после пар приходилось ехать из центра на север Москвы, заниматься 4 часа, а по возвращении домой готовиться к зачетам и экзаменам.
И все-таки плотный график не помешал мне закрыть сессию практически на «отлично». Подкачали только немецкий язык и история — по ним я получил четверки.
Под конец недельного обучения я уже разбирался в растворах и поверхностях, знал время нанесения штукатурки и способ ее приготовления, а также познакомился с ребятами из других вузов.
Дед Мороз на стройке
В апреле в группе Молодежно-студенческих отрядов (МСО) появились объявления с потенциальными местами практики. В их числе были космодром «Восточный», объекты «Газпрома» и «Росатома». Несмотря на возможность поехать в другой город, многие согласились остаться в Москве и работать в Научной долине МГУ, в том числе и я. Во-первых, это облегчало вопрос с практикой. Во-вторых, привлекла зарплата. В-третьих, на объекте была возможность обучиться еще большему количеству навыков.
И я не прогадал! Например, мне удалось поработать с чертежами, монтажом каркаса стены, научиться измерять площадь лазерной рулеткой.
Полученный опыт пригодился практически сразу: отец попросил меня помочь на даче. Нужно было избавиться от старой краски на доме, и это подразумевало в том числе работу на высоте. Тогда я собрал леса так, как нам показывали на стройке.
За полученные знания хочу поблагодарить наших прорабов. Именно они объясняли все тонкости работы, показывали, как все функционирует, и отвечали на вопросы, а мы осваивали новый материал.
Моими коллегами были ребята со всего МГУ. В свободное время мы играли в настольные игры и участвовали в отрядных мероприятиях. Особенно мне запомнился «целинный Новый год», который студенческие отряды традиционно отмечают 1 августа. Тогда я примерил на себя костюм Деда Мороза! В тридцатиградусную жару!
А с практикой мне помог факультет. Я проходил ее в Центре медиакарьеры, который существует на нашем журфаке, а также вел отрядные группы в социальных сетях: писал посты, фотографировал, занимался дизайном. Так я совмещал две профессии – журналист и строитель.
Кремниевая долина в России
Территория, где строится комплекс «Научная долина МГУ», принадлежит Московскому университету с 1950-х годов. В 2015 ректор университета Виктор Садовничий предложил создать на ней инновационный научно-технологический центр, и идею одобрил президент. Объект разрабатывается в том числе по аналогии с Кремниевой долиной в США и будет состоять из девяти кластеров, посвященных различным сферам современной науки:
— «Ломоносов» – флагманский объект, стартовая площадка для первых резидентов;
— «Нанотех» – нанотехнологии и исследования новых материалов, наномашиностроение;
— «Инжиниринг» – робототехника, технологии специального назначения и машинного инжиниринга, энергосбережение и эффективное хранение энергии;
— «Биомед» – биомедицина, фармацевтика, медико-биологические исследования и испытания;
— «Космос» – космические исследования и космонавтика;
— «Инфотех» – информационные технологии и математическое моделирование;
— «Геотех» – геономия и экология;
— «Междисциплинарный» – междисциплинарные гуманитарные исследования и когнитивные науки, спорт, инновационные спортивные технологии, технологии искусственного интеллекта;
— «Образовательный» – размещение управляющей компании, офисы.
Некоторые конструктивные решения, которые используются на объекте, применяются в России впервые. Например, «Междисциплинарный» кластер будет состоять из прямоугольного стилобата и П-образного офисно-исследовательского корпуса. Одним из подрядчиков строительства объекта стала компания Институт «Оргэнергострой», которая уже более 65 лет строит энергетические, нефтегазовые и промышленные объекты (в том числе АЭС и ТЭС) в России и за рубежом.
Семья, где один за всех и все за одного
Студотряды – это не только работа. Это дружный коллектив, где нет места для скуки! Штаб, где состоят самые активные члены МСО, часто проводит мероприятия: слеты, конкурсы, линейки. Мой путь в студенческих отрядах начался с квеста на Хэллоуин. Тогда мы поздно вечером бегали от людей в костюмах монстров по университетскому городку на Воробьевых горах и решали головоломки. А с линейки, открывающей третий трудовой семестр, начинается целинный путь каждого члена МСО. Она традиционно проводится в мае.
Также у нас были выезды. Например, в ноябре мы несколько дней жили на базе отдыха Московского университета «Красновидово», где проводился «посвят». Нас разделили на несколько бригад, и каждая из них должна была подготовить свой номер. Итоговые выступления максимально непредсказуемы: моя команда изображала презентацию нового айфона и показывала, как бы выглядело Главное здание в фильме ужасов.
Кстати, ни общие, ни отрядные мероприятия не проводятся без игры на гитаре и «спевки» — это одна из фишек Молодежно-студенческих отрядов.
Каждый отряд проводит и свои уникальные встречи. На них активисты обсуждают различные события, знакомят новичков с остальными участниками отряда, играют, празднуют дни рождения. Создается уютная обстановка, и в компании этих людей чувствуешь себя как дома. В такие моменты ты понимаешь, что студенческие отряды — это семья, где один за всех и все за одного!