
Наш первый герой — Александр Чубрик, аспирант Университета науки и технологий МИСИС, работает в Центре стратегических инициатив и Научно-образовательном центре биомедицинской инженерии, а также возглавляет Студенческое научное общество университета. Молодой ученый специализируется на биоматериаловедении. Он рассказал нашей редакции о своем пути исследователя и инженера, а также о популяризации и развитии науки сегодня.
— Многие школьники и студенты думают, что им еще слишком рано или уже слишком поздно заниматься наукой. Поделитесь своим опытом, когда вы начали свой путь в науке?
Я думаю, что никогда не бывает слишком поздно или слишком рано. Есть множество школьников, которые при поступлении в университет уже имеют большой опыт проектной деятельности. Я лично начал заниматься наукой на третьем курсе бакалавриата. Это переломный период, когда большая часть теоретического материала уже усвоена, понимание мира чуть больше, чем у школьника, и появляется потребность что-то делать руками и применять полученные знания. Так, я написал нынешнему научному руководителю Федору Святославовичу Сенатову мотивационное письмо, показал свой интерес к его деятельности, и он предложил встречу, после которой начался мой научный путь.
Федор Святославович стал автором первой в России программы iPhD «Биоматериаловедение». Это необычный подход для классического формата образования. Суть программы в том, что магистратура и аспирантура — это единый образовательный трек. Модули и предметы, которые обычно читаются в эти периоды, студенты должны пройти уже в магистратуре, и тогда вся аспирантура остается под научную работу. Когда я увидел программу, то сразу захотел в этом поучаствовать, хотя это и был первый экспериментальный набор. Сейчас я продолжаю обучение уже на втором курсе аспирантуры и продолжаю заниматься научной деятельностью.
— Что именно вы исследуете в данный момент или в последнее время? Над чем работаете?
С момента моего прихода в лабораторию я занимаюсь разработкой биосовместимых полимер-керамических материалов для реконструктивной хирургии. Они применяются в качестве имплантатов. Это медицинские изделия, которыми заменяют кости после травм или болезней костной ткани. Совместно с коллегами-биологами из НИЦ Эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи мы их разрабатываем и испытываем, в том числе на мелких лабораторных животных.
Уровень травматизма сейчас достаточно высокий, и людям часто приходится переносить операции по замене костной ткани. Те материалы, которые применяются сейчас, устарели, в организме они выходят из строя и зачастую требуют замены через 10-15 лет. Раньше сертифицировать данные материалы и изделия из них было проще, поэтому сейчас надо повышать качество. Мы занимаемся разработкой новых материалов для применения в биомедицине, в том числе используем методы 3D-печати клетками.
— Многие студенты, обучаясь в университете, начинают свой путь в науку со студенческих научных обществ. Как Вы думаете, какие основные задачи стоят перед такими объединениями?
СНО — это точка входа для студентов младших курсов, которые пришли в ведущий вуз и планируют в будущем заниматься научной работой, но не понимают, как и где могут себя применить, чем могут заняться. СНО — это комьюнити внутри университета, связь между студентами и научными сотрудниками, лабораториями и научными центрами. По собственному опыту могу сказать, что первый шаг всегда очень сложный. Поэтому СНО — это та структура, где можно войти в науку «нежно».
Студенческие научные общества в России разные. Идет спор о том, чем такое объединение должно заниматься. Некоторые уверены, что в СНО студенты должны в подвале паять платы, собирать роботов или разливать что-то по пробиркам. Моя позиция заключается в том, что научная работа происходит во взаимодействии студент — научный руководитель, а СНО — это точно не научный коллектив в привычном понимании. Мы должны вовлекать, показывать науку интересной, помогать студентам, создавать условия для их развития, инициировать и реализовывать меры поддержки, в том числе финансовой.
К нам могут прийти любые студенты. Мы можем им порекомендовать пул лабораторий, где они могут заниматься научно-исследовательской деятельностью, а в СНО им состоять не обязательно — мы им поможем и так.
— Помимо научных обществ в вузах, какие еще меры могут помочь привлечь молодежь в науку?
Например, в прошлом году прошел Конгресс молодых ученых, который завершал Год науки и технологий. Это было масштабное мероприятие, куда приехали более 3 тысяч молодых ученых, представители бизнеса и органов власти. Я стал одним из 13 молодых ученых, которые пообщались с Президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным. На встрече я озвучил предложение продлить Год науки и технологий, которое было поддержано, и 25 апреля вышел указ о проведении в России Десятилетия науки и технологий.
Запомнилась крутая атмосфера — огромное количество ученых и деятелей сферы исследований и разработок в одном месте. Я увидел много знакомых и друзей с разных концов страны. Очень насыщенная программа, много параллельных сессий, всегда есть возможность выбора максимально релевантных дискуссий и лекций для собственного развития.
В целом Россия — это страна, где достаточно хорошо развиты научно-популярные форматы. Год науки и технологий показал, что это нужно многим, это важно для молодых ученых, родителей абитуриентов. Сегодня люди понимают, что профессия ученого престижна. Это видно и по количеству заявок на главную научно-популярную премию страны «За верность науке». В этом году мы с нашим СНО подали заявку в номинации «Лучший студенческий научно-популярный проект» и вошли в шорт-лист.
Сегодня важно поддержать появившийся в рамках Года науки и технологий интерес к исследованиям со стороны широкой общественности.
— Будете ли Вы в этом году участвовать в Конгрессе?
Меня пригласили на несколько сессий, планирую как участвовать в дискуссиях, так и модерировать их.
— Расскажите, как бы Вы описали современного ученого?
Быть ученым не только интересно, но и престижно, и здорово. Мне кажется, образ современного ученого хорошо показывает такой формат, как Science Slam, который пришел в Россию 10 лет назад. Пять молодых ученых выходят на сцену и за 10 минут рассказывают в интересной, доступной форме о своем исследовании, а зрители аплодисментами выбирают лучшего. Обычно такие мероприятия проходят в неформальной обстановке, например, в баре или клубе. Все это уводит слушателя от стереотипов. Я сам принимал участие в слэмах: в 2020 году победил в Science Slam MISIS, в 2021 выступал на международном российско-германском слэме и в конце года победил на II Всероссийском университетском Science Slam.
Подкасты, научно-популярные видео с учеными, просветительские визита в школы — все это доказывает, что ученые занимаются интересной работой. В таком медийном присутствии, помимо занятия суровой наукой, я и вижу идеал современного ученого.