
Современные технологии стремительно меняют не только нашу повседневную жизнь, но и рынок труда, создавая новые отрасли и вытесняя устаревшие направления. Повсеместная роботизация приводит к тому, что многие из привычных нам профессий могут исчезнуть в течение следующие нескольких лет. По данным консалтинговой компании McKinsey, к 2030 году свои рабочие места могут потерять от 400 до 800 млн человек по всему миру. Однако эта тенденция коснется не всех: специалистам одних областей нужно будет сменить профессию или повысить квалификацию, а некоторым беспокоиться вообще не придется.
«В первую очередь, роботизация относится к физическому труду. Но там, где присутствуют индивидуальные качества человека, где речь идет о творческих и технических специальностях — эти профессии будут только развиваться, а потребность в них — расти», — поясняет Виктория Печковская.
Важно понимать, что профессии будущего — это не только специальности, которые возникнут, но и профессии, которые уже существуют и трансформируются. Изменятся требования и характер труда, но сами направления останутся.
Медицина, туризм и медиа: перспективы новых профессий
К профессиям будущего можно отнести IT-медиков, которые создают базы физиологических данных и программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования. Также это эксперты персонифицированной медицины, которые анализируют генетическую карту пациента и разрабатывают индивидуальные программы лечения, или тканевые инженеры, которые занимаются трансплантацией и формированием тканей и органов.
Туризм тоже останется отраслью с большим потенциалом развития. Технологические тренды в этой области касаются автоматизации работы туристических сервисов и создания сильного бренда территорий. Первым занимаются разработчики интеллектуальных турсистем, которые создают сервисы для покупки билетов, навигации и бронирования гостиничных номеров. Вторым — бренд-менеджеры пространств, отвечающие за разработку визуального и информационного образа, идей и маркетинговых стратегий для туристических мест.
Изменения ждут и сферу медиа и развлечений. Например, развиваются технологии индивидуального подбора контента по запросам пользователей. В этом направлении появляются такие профессии, как редактор агрегатора контента, продюсер смыслового поля и инфостилист. Такие специалисты настраивают программы-поисковики, сортировщики и преобразователи информации, отвечают за управление потоками контента и настраивают медиароботов.
Главные скиллы специалистов будущего
Качества и умения, которыми должен обладать специалист будущего, востребованы работодателями уже сейчас и уже не утратят актуальность
В их число входит умение взаимодействовать с людьми, то есть публично выступать и налаживать контакты. Не менее важны клиентоориентированность и эмоциональный интеллект. Особенно ценятся аналитическое и критическое мышление, навык комплексного решения проблем и обучаемость. Еще один критерий для востребованного специалиста — это цифровые знания и навыки в области программирования, дизайна, робототехники и других сферах. Кроме того, свою значимость сохраняет привычный набор таких качеств, как креативность, лидерство и адаптивность.