Несмотря на то, что при разговоре о репутации, мы чаще всего вспоминаем лишь профессиональную деятельность человека, то есть деловую репутацию, есть и другой интересный вопрос – репутация личности, который стоит разобрать в первую очередь.
Репутация личности
Для начала поясню, что я подразумеваю под понятием репутации – это психосоциальный феномен, подразумевающий оценку других людей и формирование устойчивого мнения о них. Основа репутации – ценности социума, общепризнанные и фундаментальные.
Репутация – это не столько оценка личных качеств человека, сколько наблюдение за тем, соответствует ли «носитель» репутации ожиданиям и той социальной роли, которую общество возложило на него. При этом репутация довольно многогранна, так как у человека много различных социальных ролей, то и у каждой социальной группы будет свой набор мнений об этом самом носителе репутации.
Действие репутации
У вас может сложиться негативное впечатление об этом феномене, но это совсем не так. Как и у любого явления, репутация обладает и позитивными, и отрицательными качествами в своем проявлении.
Репутация обладает сугубо практической функцией, ее можно рассматривать как механизм социального контроля: она предписывает с кем общаться, куда ходить, но чаще, наоборот – где не работать, кого избегать и как не выглядеть. Это своеобразный набор правил, рекомендаций и запретов к применению.
Безусловно, репутация – это довольно мощный ресурс, социальный капитал, позволяющий строить широкие связи между людьми, развивать кооперацию и создавать конкурентное преимущество при взаимодействии с другими людьми.
Контекстная репутация
Есть такое понятие, как «контекстная репутация» – это те оценочные суждения, стереотипы и установки, которые разделяет общество к какой-либо социальной группе. Можно выделить несколько видов такой репутации: чужак, герой, враг, жертва.
Мне показалось наиболее интересным разобрать образ «Чужака» на примере контекстной репутации. Восприятие «Чужака» формируется в процессе развития, воспитания, социализации человека, через усвоение правил в обществе. Образ «Чужака» фиксирует в человеке «свое» и «чужое» (наряду с «хорошее» – «плохое», «безопасное» – «опасное»), а также разграничивает собственное Я от не-Я, как бы противопоставляя себя – хорошего чужому – плохому.
В целом, можно выделить такие характеристики «Чужака» в обществе: неизвестный, странный, враждебный, злобный, изгой и т.д. При этом стоит выделить двойственность восприятия «Чужака», так, часто его описывают как «интересный» и «любопытный». То есть, с одной стороны, чужак воспринимается как человек, которого избегают, так как он несет в себе угрозу изменить существующий уклад жизни в обществе. А с другой стороны, «Чужак» – это что-то новое, то, что может послужить основанием для положительных изменений. Примечательно, что практики гостеприимства довольно распространены в обществе, и часто у людей возникает вопрос: как относиться к чужаку. Как к врагу или к гостю?
Институт репутации
Если оценивать не личные качества человека, а его профессиональные навыки, квалификацию и карьеру, то репутацию можно назвать деловой. Это важный показатель доверия, который выступает и в качестве общественной оценки бренда, товара или услуги.
Управление репутацией – довольно сложная работа, которая состоит из выявления репутационных рисков, построения PR-стратегий с такими целями, как рост авторитета бренда и лояльности к нему. На репутацию компании влияют такие факторы, как квалификация сотрудников, узнаваемость бренда, качество продукта, ценообразование и др. Есть даже специальный количественный показатель оценки деловой репутации – goodwill. Если описать кратко, то это – денежная стоимость бренда компании, его репутации и торговой марки. Такой показатель используют при оценке инвестиционной привлекательности компании.
С деловой репутацией тесно связан и институт репутации, часто о нем говорят применительно к стране. Например, если в США этот институт хорошо развит, то в России он только пытается найти себе применение. Долгое время этот вопрос волновал лишь узкий круг людей в нашей стране, но за последние годы ситуация немного изменилась, в первую очередь, благодаря Интернету. Теперь, ограничив СМИ в публикациях и комментариях о скандале, не получится избежать внимания пользователей социальных сетей. Информационная прозрачность – это новая реальность, в которой мы все оказались, нравится это нам или нет.
Личная и деловая репутация учит нас думать о нашем ежедневном выборе, который мы совершаем как в личной жизни, так и на работе. Из раза в раз не думать о последствиях своих действий, или даже действий той социальной группы, к которой вы относитесь (хотя возможно и не поддерживаете их ценности) – рискованно и может привести к неожиданным для вас негативным последствиям.