Сфера аграрной науки становится более востребованной и привлекает молодых учёных

На II Конгрессе молодых учёных спикеры провели дискуссию о сфере сельского хозяйства, где определили идеальную модель воспитания новых кадров — симбиоз аграрного образования и работы в научно-исследовательских институтах. Эксперты обсудили необходимость публикационной активности юных учёных и объяснили, какие методы помогут добиться успеха в аграрной сфере. 

Татьяна Мамонтова, ведущий научный сотрудник Северо-Кавказского федерального научного аграрного центра, рассказала об образе молодого учёного, который включает в себя следующие характеристики: успешный, материально состоятельный, авторитетный, социально-активный и проживающий в родном городе. 

Аграрная специальность с каждым годом привлекает всë большее количество будущих студентов. Так, например, направлениями, которые пользуются спросом у поступающих в Оренбургский государственный аграрный университет, стали ветеринария, зоотехния, агрономия и технология животноводства.

Вадим Герасименко, проректор по научной работе ОГАУ, рассказал об участии молодых учёных в преподавании: «На настоящий момент в университете трудится 444 сотрудника, из которых 186 являются преподавателями. Молодыми специалистами считаются люди до 39 лет, и их количество уже достигает 61 человек».

Преподаватели все чаще совмещают свою деятельность с работой в НИИ. Привлечением новых учёных занимается Анжела Асатурова, директор Федерального научного центра биологической защиты растений, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Спикер подчеркнула, что институт — это работодатель, который заинтересован в востребованности будущих студентов. В сельском хозяйстве стать молодым учёным может не только классический аграрный специалист, но и химик, биолог, медик, молекулярный генетик, биохимик, IT-специалист, математик. Одной из важных обязанностей научно-исследовательских институтов стала системная работа со школьниками. Благодаря такой модернизации процесса увеличилось количество начинающих специалистов до 35 лет. Анжела Асатурова отметила, что для молодого учёного важен синтез комфортного рабочего места, достойной заработной платы и благоприятной атмосферы. 

Публикационная активность для начинающего специалиста доказывает признание мирового сообщества и значимость его достижений. Учёному необходимо обратить внимание на глубину исследования, коллаборации, оснащение, приборную базу и продвижение. «Молодые учëные стремятся публиковаться в рейтинговых изданиях («Science» и «Nature»), создавая прорывные открытия. Но есть очень много целевых журналов, в которых можно найти свою публику и заинтересованную аудиторию», — подчеркнула Екатерина Гризанова, ведущий научный сотрудник Новосибирского государственного аграрного университета. 

Первой ступенью к успеху молодого учёного может стать участие в грантовых программах. Для этого в аспирантуре важно найти руководителя, который имеет публикации и гранты и заинтересован в обнародовании своих результатов. Если студент покажет готовность к монотонной работе и способность к многозадачности, то такой преподаватель даст возможность продвинуться по карьерной лестнице. «РНФ сейчас старается помогать начинающим специалистам, выделяя небольшие гранты до 1,5 млн рублей. В настоящее время увеличилось количество даже крупных грантов для молодых учёных в исследовательском коллективе», — подчеркнула Анна Крутикова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики и разведения сельскохозяйственных животных — филиал Федерального исследовательского центра животноводства – ВИЖ имени академика Л.К. Эрнста.

Участники дискуссии пришли к выводу, что молодому учëному будет легко добиться успеха в сельском хозяйстве, если он соблюдает два условия: живёт и работает в России и поддерживает связь с реальным производством. Таким образом, Россия в текущих условиях имеет все возможности к стремительному развитию сельского хозяйства.