Со скоростью сердца

[Несмотря на название, этот материал посвящен не тахикардии, а тысяче поводов полюбить мотокросс и знакомству с теми, кто уже отдал ему свое сердце].

Мотокросс — это гонки на специальных кроссовых мотоциклах по закольцованным трассам с естественными и искусственными препятствиями, например, с крутыми подъемами, поворотами и трамплинами.

Бесстрашие мотокроссмена на скорости и в моменты виртуозных прыжков на трамплинах поражают зрителей и вызывают бурю восторженных возгласов и аплодисментов. Однако как достичь такого результата? С чего начать любителям мотоциклов? Какие подводные камни скрывает в себе такой безбашенный вид спорта? Чтобы получить ответы на вопросы об особенностях мотокросса, я обратилась к мотокроссмену Александру Бондареву.

— Как и когда ты решил заняться мотокроссом? С чего все началось?

— Все началось со сломанной в 9-м классе ключицы. Сидя в очереди больницы, я стал выпрашивать у папы питбайк. В ответ он предложил мне изучить кроссовые мотоциклы, которые сразу меня заинтересовали. Впоследствии отец вспомнил о своем знакомом, который вращался в сфере мотокросса. Посетив тренировки и соревнования по данному виду спорта, я принял решение взяться за новое начинание.

— Насколько мотокросс травмоопасный вид спорта? Есть ли некая «страховка» от летальных исходов? Подписывал ли ты какое-нибудь соглашение, снимающее с тренера ответственность за последствия на тренировках или соревнованиях?

— К сожалению, да. Наличие ушибов и вывихов — привычное состояние мотокроссмена, иногда бывают и переломы. Лично я не могу ехать медленно, за что меня часто ругают на тренировках, поэтому тяжелые травмы бывают чаще. Безусловно, у меня есть страховки – 100 тысяч рублей; выплачивали максимум 14 тысяч, когда из-за полученной травмы пришлось вставлять винт в ладьевидную кость [запястье]. В секции новичков заставляют подписывать договор о неимении претензий к тренеру. К счастью, в нашей сфере все люди понимают ситуацию и всю ее непредсказуемость, поэтому претензий к тренеру по поводу полученных травм никогда не возникало.

— Расскажи о поисках секции и взаимодействии с тренерами.

— Мой путь начался в АМК [автомотоклубе] Внуково. К сожалению, там я не задержался надолго: родители не одобрили моего первого тренера Глухова из-за двух полученных мною переломов, возможно, произошедших по его вине. Сразу после поспешного ухода я попал в Кутузовский редут, где познакомился с другим талантливым тренером по фамилии Бычко. Из-за того, что к тому моменту родители купили фургон, каждый день у меня появилась возможность тренироваться на разных трассах в разных местах. Также я выступал за команду DRC, тренировался с Евгением Тылецким, но и с этим местом мои пути разошлись.

Сейчас мои тренировки проходят в мотопарке Вельяминово под руководством тренера Барабулькина. Честно говоря, ни с кем больше я тренироваться не хочу. Именно с этим человеком я профессионально расту, мы прекрасно понимаем друг друга. На самом деле, иметь такого личного тренера — большое достижение. Барабулькин весьма сильный тренер (один из его учеников даже принимал участие в чемпионате Европы), и брал он к себе далеко не всех. Я за короткий промежуток времени добился неплохих результатов, чем выделился в глазах тренера среди всех желающих к нему попасть, поэтому он взялся меня учить.

— Как проходят тренировки? Предполагается практика в зале, силовые тренировки, общая физподготовка или же это сразу практика на мотоциклах? Нужно ли соблюдать определенную диету?

— У нас есть учебно-тренировочные сборы, которые длятся 7-10 дней. Особенно эта практика популярна осенью и весной. Например, мы можем поехать в Краснодарский край, где тепло. Я тренируюсь 2-3 раза в неделю, потому что больший перерыв сильно сказывается на езде. В зал ходить не обязывают, но я это делаю, чтобы не терять форму и набирать массу. Тренировки обычно начинаются с легкой разминки и обкатки мотоциклов. Дальше – практика, подразумевающая стандартное обучение правилам езды. Специального питания нет, главное – не объедаться, ведь чем больше вес, тем мотоциклу сложнее тебя тянуть.

— Какими качествами должен обладать человек для такого вида спорта? И какие лично твои черты характера раскрываются, когда ты несешься на мотоцикле, выполняя трюки?

— Безусловно, мотокроссмен должен обладать безупречной силой воли и терпением боли, моральной и физической. Могу привести наглядный пример из личного опыта: будучи в лидирующей пятерке, я упал, оказавшись далеко от мотоцикла. При падении я повредил ногу, однако из-за повышенного адреналина в крови боль начала чувствоваться спустя 3-4 круга; первым делом я быстро вскочил и нашел мотоцикл, чтобы продолжать путь. Надо быть готовым к тому, что не все будет получаться сразу, может даже возникнуть желание бросить спорт. Но лишь терпение, сила воли и духа помогут справиться с моральными препятствиями и, соответственно, успешно преодолеть физические.

— Насколько можно предположить, тренировки на мотоциклах проходят на открытом пространстве. В какой мере мешает плохая погода или вообще смена сезона? Как можно приспособиться к погодным условиям?

— Погода для мотокросса – не проблема, мы гоняем круглый год, легко приспосабливаясь ко всему. Так, зимой используется шипованная резина, что позволяет спокойно гонять даже в -20. В связи с этим хочется также упомянуть еще одно преимущество занятий данным видом спорта – в условиях пандемии мотокросс не пострадал никак, потому что все занятия проводятся на открытом воздухе – даже к пандемии мотоциклы могут приспособиться!

— Теперь немного профессиональных вопросов. Какой мотоцикл лучше взять новичку?

— Учиться можно на всех, однако все зависит от цели. Если вы хотите овладеть мастерством и впоследствии участвовать в гонках, то лучшие варианты — KTM, Husqvarna. Они самые технологичные и быстрые, но требовательны в ремонте. Еще есть Yamaha, Kawasaki, Honda, Suzuki — первые два более неприхотливы, но чаще всего с них гонщики пересаживаются на КТМ, Honda и Suzuki. Китайские мотоциклы вообще не рассматриваю — это не спорт. А вообще, если хотите заниматься мотокроссом и получать от этого кайф, лучше начинать заниматься с тренером и на кроссовом мотоцикле. Питбайк — развлечение для школьников или для тех, у кого совсем нет денег, но есть желание заниматься.

— Какая у тебя любимая модель мотоцикла и почему?

— Я предпочитаю мотоциклы от КТМ, это всемирно известный производитель надежных спортивных моделей. Они самые технологичные, быстрые и, по моему мнению, красивые.

— Расскажи про трассы в Москве и за ее пределами. Где выгоднее и удобнее ездить?

— На самом деле, как в Москве, так и за ее пределами есть гигантское количество хороших трасс. Мотоклубы прикреплены к определенным трассам. Сами трассы различны: холмистые и ровные, длинные и короткие.

— Насколько затратно обслуживание оборудования после каждой напряженной катки?

— После тренировки [необходимо] минимальное обслуживание: помыть, почистить и смазать цепь, постирать и смазать фильтр, если он грязный. А вот во время жесткого сезона, когда идет гонка за гонкой, вместе с обслуживанием, поездками, ремонтами [выходит] 150-200 тысяч рублей в месяц.

— Наличие собственного мотоцикла является необходимостью перед началом тренировок?

— Можно брать все напрокат, но постоянно так делать не слишком дешево. В случае профессионального спорта мотоцикл — это произведение искусства каждого гонщика, ведь у каждого особый тюнинг (настройки подвески, коробки, двигателя), выхлоп, графика.

— Есть ли у тебя кумир в мотокроссе, на которого ты бы хотел быть похожим? Если да, то чем он тебя вдохновляет?

— В Америке есть гонщик Jason Anderson, который ездит под номером 21. Меня он вдохновил своей дерзостью и агрессивностью в гонке.

— На твоем счету много соревнований. Расскажи про самые запоминающиеся или успешные.

— Особенно запомнилась последняя гонка, на которой я стал чемпионом Московской области. Во втором заезде на последних кругах у меня срезало вал, который контролирует лапку переключения передач. Последние три круга я ехал на одной передаче, а трасса как раз требовала достаточно частой работы коробкой. Но я не растерялся и занял свое призовое место.

— Случались ли другие неприятные казусы на твоем спортивном пути? Какие? Как с ними справлялся?

— На сборах в Волгограде упал на правую руку. Оказалось, что это серьезный перелом. Мне навсегда вставили винт в ладьевидную кость. 6 месяцев я проходил в гипсе и после начал снова тренироваться; спустя 3 месяца стал чемпионом Московской области, поэтому для меня этот случай — победа не только в гонке, но и над собой.

Сев за руль мотоцикла однажды, не забудешь это ощущение уже никогда, — такой итог можно подвести словам Александра. Избегая терминов и определений, можно утверждать, что мотокросс — это не просто силовые нагрузки и теория вождения, а тот самый спорт, который способен стать состоянием души и занять особое место в сердце человека.