
ВДНХ – архитектурный комплекс с богатой и непростой историей. Изучая архивные материалы на протяжении нескольких лет, я обнаружил любопытные факты. Так, например, детали первоначального облика павильонов имеют уникальные судьбы, которые мало кому известны.
Выставка постоянно менялась, и не всегда изменения были в лучшую сторону. Одной из причин перемен стал декрет «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 года, поставивший точку в развитии сталинского ампира и ознаменовавший переход к модернизму. Другой причиной послужила переориентация на отраслевой показ (территориально павильоны теперь были не закреплены и демонстрировали только виды промышленности – например, металлургию, химическую промышленность, радиоэлектронику, а также отдых и труд), и национальные мотивы перестали вписываться в экспозиции.
Задачу демонстрировать новое и передовое получила и архитектура, что привело к искажению первоначальных обликов зданий. Какие-то павильоны почти не изменились: «Центральный», «РСФСР», «Украинская ССР». Другим повезло меньше. Так, кардинально изменились «Казахская ССР», «Азербайджанская ССР», «Поволжье», – их закрыли глухие фальшфасады. Третьи вовсе были утрачены: «Мороженое», «Ветеринария», «Охота и звероводство». Сейчас на их месте пустыри, напоминающие так и не затянувшиеся раны.
Павильон Молдавской ССР
Павильон Молдавской ССР изначально был украшен резной лепниной и черепичной крышей. Лоджия была расписана под национальные ковры, а в нишах стояли скульптуры Григория Котовского и Сергея Лазо. В ходе перепрофилирования павильона под экспозицию «Стандарты СССР» в начале 60-х весь национальный декор, включая скульптуры, был убран. В Тирасполе я обнаружил памятник Котовскому, очень похожий на тот, что находился на ВДНХ. Могу предположить, что в Тирасполе стоит перевезенный оригинал или точная копия.
Скульптура оказалась не единственной находкой, касающейся молдавского павильона. Люстры были типовыми, но с небольшими отличиями. Их можно было встретить не только на ВДНХ — я снова столкнулся с ними в ходе изучения станций московского метро. В настоящее время люстры сохранились только на станции «Павелецкая» кольцевой линии, также они были в эскалаторном зале «Павелецкой», в вестибюле «Киевской» и в ДК имени Кирова в Пензе.
Павильон Украинской ССР
Павильон Украинской ССР в начале 60-х был переквалифицирован под новую экспозицию «Земледелие». Это не помешало фасадам остаться нетронутыми, но в интерьерах сохранилась только отделка. Скульптуры, изображающие разные профессии (сборщицы хлопка и томатов, сталевар, селекционер, хлебороб), были частью экспозиции 50-х. В начале 60-х они стали неактуальны, поэтому их убрали.
Световые колонны
Прогуливаясь по ВДНХ, можно заметить световые колонны. В вечернее время включается подсветка, и за счет ее отражения от многогранных поверхностей создается чарующий эффект. Недавно колонны были отреставрированы, подсветку 50-х годов, не работавшую много лет, починили, но их цвет стал бежевым (изначально они были белоснежными). Подобные колонны можно было встретить еще в двух местах — московском саду «Эрмитаж» и в днепропетровском парке имени Шевченко, где они простояли до конца 80-х.
Павильоны, фонари, цветники ВДНХ проектировали лучшие архитекторы со всей страны, поэтому неудивительно, что некоторые объекты можно было встретить не только на выставке.
При переходе к отраслевому показу некоторый декор фасадов и интерьеров для сохранения перевозили в республику, которую представлял павильон. Например, несколько витражей латвийского павильона находятся в одной из рижских школ, другие – в Даугавпилсском краеведческом музее. Деревянная скульптура «Певец рун» из карельского павильона была перевезена в Петрозаводский художественный музей. А что-то было утрачено безвозвратно, как, например, павильон с аппетитным названием «Мороженое», который напоминал айсберг. В настоящее время выставке активно пытаются вернуть былую репутацию: реставрируются сохранившиеся объекты, многие из которых сейчас используются как музеи и выставочные пространства.
Здания становятся историческими памятниками не сразу, а с годами. Историческая архитектура претерпевала изменения, которые в различной степени влияли на облик зданий. Обществу свойственны перемены, в ходе которых какие-то моменты забываются, и уже на их основе появляются находки.
С течением времени рассвет может смениться упадком, а он, в свою очередь, возрождением, что сейчас и происходит с ВДНХ. Это подчеркивает цикличность истории. Конечно, лучше, если облик остается таким, каким его задумывали авторы, но такое случается достаточно редко, так как множество факторов должны остаться неизменными.
Выставочный комплекс был создан в 50-х годах ХХ века, когда уже были не только чертежи, описания, но и черно-белые и цветные фотографии; та жизнь выставки отображена и на кинопленке. По идее, в результате не должно возникать несовпадений с первоначальным обликом, но они все равно присутствуют.
Хочется верить в более внимательный подход в работе с подобными зданиями, так как от нынешней реставрации зависят и последующие.