
Из «Обращения ко всем творческим работникам» Пленума ЦК профсоюза работников искусств, обнародованного 23 июня 1941 года: «Где бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-Морского Флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы коммунизма над фашизмом».
Война — время ужасов и ежедневных лишений, потерь и крушения надежд. Искусство же для фронтового человека — это островок надежды, то, что в самые трудные минуты ободряет и даёт душевную силу продолжать защищать свою Родину.
Музыка сопровождала солдата, когда он ещё только уходил на фронт (на вокзалах собирали настоящие симфонические оркестры и играли «Свящённую войну» (музыка — А.В.Александров, слова — В.И. Лебедев-Кумач) и помогала пережить и долгие тёмные ночи в лесу, и блокаду Ленинграда. Писатели трудились над рассказами для бойцов о таких же солдатах, как они сами, о простых парнях, многих из которых война забрала прямо со школьной скамьи. И театр, конечно, был важной составляющей искусства военных лет, потому что именно театр мог отвлечь человека хоть на несколько часов от звуков разрывающихся бомб за окном и нескончаемых смертей вокруг. Актеры создавали фронтовые филиалы, так называемые фронтовые бригады. Им приходилось так же тяжело, как и военным. Помимо концертов и представлений они помогали санитарам и ухаживали за раненными, спасали из-под развалин домов попавших под обстрел и бомбежку, учились стрелять и были партизанами.
Невероятный героизм проявили члены группы «Сокол», созданной работниками Крымского государственного театра. Когда после захвата города нацисты требовали, чтобы труппа снова стала играть спектакли и демонстративно хорошо относилась к «новой власти», в театре было решено организовать подполье. Была открыта театральная студия молодежи, которая спасла больше полусотни человек от угона на принудительные работы в Германию. Одной из самых известных режиссерских работ ведущей актрисы театра Александры Перегонец стал спектакль «Кощей Бессмертный», русская народная сказка, где в чертах главного героя легко было узнать Гитлера. Супруги Зоя Яковлева и Дмитрий Добромыслов оказались соседями поселенного к ним немецкого офицера. Когда тот уходил на службу, они тайно слушали на его приемнике канал Совинформбюро, и каждый день в городе расклеивались тайком ими написанные фронтовые сводки. Уборщица Прасковья Ефимовна передавала ценнейшие тяжело добытые сведения о планах нацистов партизанам в лес. Туда же она приносила все более или менее тёплые театральные костюмы — валенки, полушубки, свитера, ватники. И многие другие герои помогали советской армии, постоянно рискуя собственно жизнью. Все члены группы «Сокол» были раскрыты и погибли мученической смертью за три дня до освобождения Симферополя.
Самым достоверным источником о событиях тех лет считается книга известного театроведа Симоны Густавовны Ландау «Александра Перегонец. Судьба актрисы» 1990 года. Она много лет своей жизни посвятила изучению личности Александры Перегонец и её соратников по группе «Сокол».
Небывалое мужество проявила труппа театра Музыкальной комедии в Ленинграде. За все время блокады театр ни разу не закрывался. Именно здесь была подготовлена первая в стране оперетта о войне «Лесная быль» (Либретто — художественный руководитель театра Н. Янет и драматург Н. Гузынин, музыка – дирижер А. Логинов). Одним из самых известных произведений того времени является спектакль «Раскинулось море широко» (по названию старой матросской песни), все шесть авторов которого были моряками. Композиторы В. Витлин, Н. Миних, А. Круц с литераторами В. Вишневским, А. Кроном, Вс. Азаровым вместе с коллективом театра Музыкальной комедии буквально за несколько месяцев создали пьесу невероятной духовной силы. Главными героями были простые ленинградцы и простая ленинградская жизнь того времени. По словам зрителей и газетных обозревателей, это был спектакль о надежде, о вере в светлое будущее и гордую Балтику.
Весь Балтийский флот активно участвовал в постановке. Театру одолжили советскую и трофейную немецкую форму. В дни, когда состоялась премьера, фашисты планировали повторный штурм Ленинграда, но несмотря на обстрелы спектакль начинался вовремя, а храбрые защитники получали билеты прямо с орденами.
В годы блокады в труппе театра числился 291 человек, 100 из которых погибло на фронте и от голода. Отсутствие актера на спектакле означало скорее всего его смерть. За время войны театр ни разу не отменил ни одного спектакля. Было выпущено 15 премьер и возобновлений, отыграно 919 спектаклей, актеры дали 1962 военно-шефных концерта перед 1,3 миллиона зрителей на всех участках фронта.
Конечно, и другие театры (МХАТ им. Горького, Малый театр, Московский театр оперетты, Театр имени М.Н.Ермоловой, Театр имени Евгения Вахтангова и т.д.) также активно участвовали в жизни фронтовиков. Актеры тоже приближали День Победы, как могли, верили и наделялись. Они вдохновляли на подвиги отважных бойцов, играли без устали ради самой желанной Победы.